Там у нас великий Господь будет вместо рек,
вместо широких каналов; туда не войдет
ни одно весельное судно (ОНИ),
и не пройдет большой корабль (ЦИ)
Исаия 33:21
О реке Шелони.
Шелонь начинается в больших болотах, расположенных близ границы с Новгородской областью на юго-восток от посёлка Дедовичи рядом с деревней Новая Слобода.
Первые метры - небольшой ручей, за устьем правого притока реки Северы русло расширяется из-за подпора плотины, расположенной чуть выше Дедовичей. За посёлком, рядом с которым в Шелонь впадает крупный левый приток Судома, ширина реки составляет около 30 метров. Далее Шелонь течёт по равнине, иногда ускоряясь на небольших каменистых порожках (всего на Шелони более 40 порогов), берега невысокие, глубина небольшая - 1,5-2 метра.
За впадением в Шелонь правого притоки Белки расположена усадьба Холомки - бывшее имение ректора Петербургского политехнического института А. Г. Гагарина.
Перед г. Порхов и за ним, берега реки повышаются и одеваются сосновыми лесами. Ширина реки в городе Порхов составляет около 40 метров, однако, активно собирая воду множества речек, стекающих с Судомской и Лужской возвышенностей к западу от Ильменя, Шелонь быстро расширяется и в г. Сольцы её ширина достигает уже 70 метров, в Шимске - около 300 метров, а близ устья она разливается на несколько километров. Между границей Новгородской области и Сольцами на реке расположена череда небольших порожков. Ниже Сольцов река успокаивается и становится доступной для судов.
Шелонь впадает в озеро Ильмень в его западной части, образуя дельту площадью 10 км².
На левом берегу Шелони неподалёку от деревни Велебицы Солецкого района Новгородской области 14 июля 1471 состоялась битва между московскими войсками и новгородским ополчением, вошедшая в историю, как Шелонская битва.
Относится к бассейну озера Ильмень и в низовьях течет по территории Новгородской области. В озеро впадает с западной стороны. Длина реки 253 километра, глубина в межень - 2 - 3 метра. В русле много перекатов, но в нижнем течении - от Ильменя до города Сольцы - Шелонь судоходна.
В летописях название реки впервые упоминается под 1217 годом. В то время оно звучало несколько иначе: Шолона. Так как в псковско-новгородских говорах наблюдается взаимная замена звуков «с» и «ш», то древнее название «Шолона» равносильно «Солона».
Красивое имя Шелонь. И река красивая. По легенде о князьях Словене и Русе, озеро Ильмень названо во имя сестры их Ирмери, а река Шелонь - во имя жены Словена.
Существует множество и других версий о происхождении названия Шелонь.
Имя реки связано со словом «соль». Во-первых, Шелонь служила частью водного пути, по которому из Старой Русы перевозили в Псков соль. Во-вторых, по берегам реки много соленых источников. При впадении в Шелонь речки Мшаги есть два соленых озера. Название города Сольцы также связано со словом «соль». В древности на Шелони была налажена добыча поваренной соли.
В пределах Псковской области соленые источники выходят на поверхность у впадения в Шелонь Демянки и Люты.
В наше время на Соленой реке построено несколько электростанций. По берегам ее много выходов камня-известияка, который используется как строительный материал.
Река Шелонь примечательна тем, что имеет довольно большое значение для района, в котором она протекает. Связано это с тем, что это одна из наиболее крупных рек на данной территории, она судоходна, имеет промысловое значение, а также очень живописна.
Согласно старым картам местность в бассейне реки заболочена и покрыта лесами, по реке до города Порхов проходил древний торговый путь связывающий Новгород и Псков. У города Порхов (Новгородская пограничная крепость извесиная с 1239 г.) ширина реки 40 м, в г. Сольцы (с 1390 г.) - 70 м, у г. Шимск (с 1501 г., 48 км до Новгорода) - до 300 м. в устье до нескольких км.
Интересно, что одной из пяти частей, на которые делилась Новгородская земля, была Шелонская пятина - по обе стороны от Шелони, между реками Луга и Ловать.
Древний дублёр Невы
В ганзейских документах 15 века не раз сообщается о так называемом Лужском пути, который связывал Новгород с Финским заливом. По Шелони проходил один из его участков: Волхов-Ильмень-Шелонь-Мшага-Киба-волок до р. Луга и далее по Луге в Финский залив. Лужский путь был важнейшей транспортной артерией и активно использовался, когда традиционный путь Волхов-Ладога-Нева был по каким-то причинам блокирован.
В 1471 году на берегу реки Шелони, в районе нынешних деревень Скирино и Велебицы (Выбитское сельское поселение) произошла Шелонская битва, предрешившая конец Новгородской республики. Также в честь реки была названа Шелонская пятина.
А что касается пути с Волги в Балтику, можно вспомнить, что княгиня Ольга занялась установлением оброков и даней (если верить летописи) на Мсте и Луге. То есть по рекам, которые позволяли выйти в Финский залив, минуя проблемный участок Волхов – Ладога – Нева.
Лужский путь жителями Приильменья для торговли использовался, похоже, даже активнее, чем волховский. Он был не только безопаснее, но и короче. Правда, Луга в верховьях для судов слишком мелка. Ну, да оттуда и по суше до Новгорода недалеко. И древних городищ на этой реке не меньше, пожалуй, чем на Волхове.
Вот что пишет про «Лужский путь» Г. С. Лебедев:
««Лужский путь» с северо-запада на юго-восток рассекает также и зону начального славяно-финского контакта, а от Приильменья прямым продолжением его выступает «Серегерьский путь» в том же направлении с северо-запада на юго-восток, в зону древнего балтофиннского и прабалтофиннского пограничья. Очевидно, использование этой трассы «Северо-Запад – Восток» со времени оформления осуществлялось в обоих направлениях движения, и если с севера он открывал дорогу в лесную зону Восточной Европы для германцев (скандинавов), то с юга он точно так же определял пути продвижения славян в земли финских аборигенов края, к побережью Финского залива Балтики.
Но это уже споры относительно продолжения. А возвращаясь к Лужскому пути, нельзя не отметить, что в Московской Руси в этих местах проходила Ивангородская государева дорога.
На этом официальную часть можно считать закрытой.
Как бы ни был богат и увлекателен наш нынешний день, мы нередко обращаемся к своему прошлому, к истории. И это понятно: чтобы в полной мере оценить величие труда современников, надо знать, как работали, боролись и жили предшествовавшие поколения. Речь пойдет о реке Шелони, вернее о ее роли в жизни моего прадеда Малаховского Михаила Васильевича.
Что рассказывает история об этом крае?
С незапамятных времен земли, прилегающие к реке Шелони и озеру Ильмень, занимало славянское племя. В IX веке центром у них был Новгород. Киевский летописец пишет об этом племени просто «новгородцы» («ноугородцы»), или «славяне» («словене»).
Водоемы издавна не только кормили и поили местных жителей, но и служили им удобными дорогами, связывающими соседние и дальние города и поселния. Позднее здесь пролегал один из торговых путей, соединявших через Финский залив и Балтийское море Новгород с Санкт-Петербургом и Западом.
Небольшие, но полноводные реки служили для перехода из одной водной системы в другую.
Постоянные набеги совершали и литовские князья. В 1346 году князь Ольгерд с войском вторгся в новгородские владения. Литовцы подошли к реке Шелони и в местечке, где в Шелонь впадает речка Мшага, стали лагерем. Ольгерд отправил своего гонца к новгородцам с уведомлением: «Хочу с вами видеться: бранил меня посадник ваш Евстафий Дворянинец, называл псом». Он разорил захваченные земли по рекам Шелони и Луге.
Начиная с XII века, в Новгородской летописи можно часто встретить записи об урожае хлеба, о ценах на рожь, ячмень, овес, упоминания о том, что нечем было пахать землю. И это не случайно. Летописец говорил о самом насущном, так как хлебопашество было основным занятием крестьян во всех новгородских пятинах (областях), в том числе и в Шелонской, в которую входили порховские земли.
Кроме ржи, овса, ячменя сеяли крестьяне горох, гречиху, лен, выращивали хмель и овощи. Обработка льна, пивоварение, бортничество, а позднее пчеловодство были хорошо известны жителям этого района.
В писцовых книгах Шелонской пятины, перепись Якова Максимовича Овцына за 1710 год, в числе селений Илеменского погоста Зарусской половины, упоминается и «сельцо Порожки» и другие, находящиеся и теперь недалеко от города Порхова.
В 20-х годах XIX века появились первые промышленные заведения.
В сельце Порожки и находилось именение моего прадеда Малаховского Михаила Васильевича. Эта местность представляет собою как бы полуостров, омываемый с двух сторон рекой Шелонью, а с третьей стороны граничащий с естественной низменностью. Шелонь была выходом на большую торговую дорогу из густонаселенных мест.
В конце XIX - начале XX века в уезде появились капиталистические промышленные предприятия.
Основным видом деятельность был лесной промысел. В сезонное время крестьяне жгли уголь, гнали смолу и деготь, заготовляли и сплавляли лес. В Нарву отправлялся «красный» лес (сосна, ель) в виде кругляков, брусьев и досок для продажи за границу. «Черный» лес (дуб, ясень, вяз и клен) употреблялся на столярные изделия. В Петербург поставляли дрова.
В ЦГИА (Центральном государственном историческом архиве) я нашла договор за 1915 год «О передаче дров городу, купленных Дровяной Секцией по Топливу (Написание как в документе) у М.В. Малоховского и Тодесона (это муж сестры моей прабабушки) в количестве 1000 - 2000 кубических саженей» (ф. 625, опись 1, дело 56).
Так же, на берегах реке Шелони строились и фаянсовые фабрики. Глину брали тут же, на берегах Шелони. Фабрики выпускала чайную, столовую посуду, вазы и прочие изделия из фаянса. Продукцию отправляли в Петербург, Ригу и другие города.
Заключение.
Северо-Западная Русь, вследствие своего географического положения, оказалась включенной в политико-экономические и культурные процессы, проходившие в Балтийском регионе. Удаленность ее основных центров от морского побережья способствовала повышению роли внутренних водных магистралей, связанных с Балтикой.
Природные условия Северо-Западной Руси - мелководные и порожистые участки на реках, богатство лесными ресурсами способствовали преимущественному распространению здесь судов, построенных на однодревной основе, и плоскодонных плавсредств, которые с одной стороны были способны без особого труда преодолевать препятствия на водных путях, а с другой не требовали значительных временных затрат на та изготовление.
На протяжении веков прослеживается отчетливая тенденция постепенного освоения побережий внутренних водных путей, происходившего в тесной взаимосвязи с формированием и эволюцией системы их навигационного обслуживания.
В результате этого широкое развитие получает лесопромышленный комплекс Порховского уезда Псковской губернии, что создавало прочные предпосылки для экономического развития региона.
Литература
Елена Есина
Главный редактор журнала «Природа и люди»