Монастыри в Москве и Новгороде были не только центрами духовной жизни, но и значительными экономическими организациями. Они не только вели богослужения и заботились о душах своих прихожан, но и занимались торговлей, земледелием, ремеслами и другими видами деятельности. Для эффективного управления финансами и ресурсами монастыря система отчетности была необходима.
По одной из версий, понижение веса копеек в 1620-х годах могло быть связано с желанием сохранить троичную систему счета, начавшую формироваться после денежной реформы Елены Глинской в 1535 году. К слову, для исследования были также использованы сохранившиеся монастырские записи, которые пролили новый свет на давнюю тайну.
Монастыри в Москве и Новгороде систематически отчитывались перед своими властями. Записи указывают на одновременное бытование серебряных монет разного веса. Например, в приходно-расходной книге старца Соловецкого монастыря Варфоломея от 1620 года была сделана запись о том, что на поездку в Москву ему выделили 100 рублей "старыми", которые уже в Москве он обменял на "новые" - всего вышло 21 рубль 16 алтын и 4 деньги.
Записи о различных видов серебряных монет с разным весом позволяли монастырям точно отслеживать свои доходы и расходы. Например, запись о том, что старец Соловецкого монастыря Варфоломея получил 100 рублей "старыми" монетами, а затем обменял их на "новые", показывает прозорливость управления финансами. Это позволяло монастырям эффективнее распределять свои средства и избегать возможных убытков.
Хотя в современном мире взвешивание копеек может показаться излишним, для монастырей того времени это было необходимым инструментом контроля за финансами. Кропотливая работа записи и учета каждой мелочи помогала монастырям быть финансово устойчивыми и успешными в своей деятельности.
Таким образом, систематическая отчетность и взвешивание копеек в монастырях Москвы и Новгорода были важными элементами их хозяйственной деятельности, позволяя им эффективно управлять своими финансами и ресурсами.