« Назад 07.12.2015 01:44 Когда прилетаешь ночью в Мурманск, в заполярную столицу России, как говорят местные старожилы, ожидать света не приходится, ведь наступает полярная ночь. Но встречаются люди простые, живые, светлые, и становится светло как днем. Да, Мурманску целый век или всего век. Абсолютный факт, что это последний город открытый Императором "У нас в России!" в 1916 году. Но есть цитата из рекламного буклета, что город был открыт через год после захода в бухту американского грузового судна... Есть разница: слова, порядок, смысл. И то и другое есть в Мурманске. Потому и не просто говорить о "Северном Характере". Но интересно! Из того что не было видимо, слышимо и знакомо, оказалось многое! Это даже помогло забыть самое острое впечатление аэропорта: одна пятая самолета были малазийцы. Все росточка маленького, одеты в новенькое, непохожие ни на китайцев, ни на корейцев, ни на таджиков или наших якутов и бурятов, но все с паспортами Алеппо. Их конечно встречают, сопровождают, принимают, размещают и ожидают пока их заберет "страна мечты Норвегия". Ведь граница - мостик перейти! Малазийцы удивили и моего гида, так как обычно это рослые афганцы, так они про себя говорят, но все из Алеппо! Через Кольский залив протянулся удивительный мост "Морская миля", он действительно длиной ровно в морскую милю, на одной стороне у противоположного конца граница Норвегии, а на другой стороне Финляндии! Как в сказке: на право пойдешь..., налево пойдешь... Причем интересно, что наша сторона Кольского залива не замерзает "У нас в России и у нас в Мурманске!", а противоположная замерзает. "Морская миля" - это не просто мост с красивой подсветкой, а это и праздник и традиция переплывать залив в этом месте. В незамерзающих водах залива "У нас в Мурманске" можно встретить первый атомный ледокол "Ленин" - подсвеченный красавец, наполненный всевозможными удобствами, но в сравнении с современными собратьями, больше похожий на яхту. Настоящий исполин, на высоком скалистом берегу, подверженный суровым ветрам, "стоит над горою Алеша" - Мурманский Алеша, высеченный из камня. Родина-мать в Сталинграде соизмерима с ним, если сравнивать саму фигуру, без учета возвышающегося в руке меча. Под его ногами тумбы со знаками почета городов-героев, за ним венки, а из звезды на земле вырывается пламя, стелется под порывами вера, отхватывающем лепестки пламени размером с ладонь. Ночью под ветрами и снегом, надо ввести это в программу туров, как внутренних, так и внешних, только так можно чуть-чуть приблизиться к тому, что было тут 70 лет назад. Сверкает огнями северный морской порт, его врезанная в материк форма и рельеф чем-то напоминаем Севастополь. За небольшой оградой маленькая женская фигурка из бронзы, возможно в натуральную величину. Это "Ждущая", так называют этот памятник с надписью на постаменте: "Тем, кто умеет ждать!". Она смотрит вдаль, почти бежит, почти готова сорваться вслед, или удержать себя даже от крика или пожелания "вернись!", ведь для того и провожают, чтобы встретить, хотя так бывает не всегда. Часовни в виде маяка, окрашенные в белые и красные полосы, встречаются "У нас в Мурманске", есть на площадях якоря в память о разном. Но самое свежее и незабываемое это загадочная гибель в мирное время подводной лодки "Курск". Это живая рана. Здесь провожают, здесь встречают и подчас вечно ждут. Фестивалю предстояло пройти полный событий путь, но документальное кино, показанное наяву неожиданным гидом, пожалуй сильней всех событий. Сравниться с ним может только один человек, о нем личных четыре статьи. Это шведский документалист, журналист, режиссер Гунилла Брески. В ее фильмах и подводная лодка "Курск", и наши военнопленные совместно с норвежскими строят "Зимнюю дорогу", поэтическое чудо заключения, превращенное в "Покрывало вышитое цветами", и о нашей памяти и поисковиках "Под ржавой звездой", о гибели в Долине Смерти нашей дивизии и фашистской просто от голода, лютого холода и ветра, так и не дошедшие друг до друга, и не сделавшие в этом бою ни единого выстрела. Но главный ее герой это прославленный военный оператор, журналист и режиссер Владислав Микоша, мечтавший о Севастополе, отдававший за него жизнь, снимавший так как сейчас ни мир ни войну снимать не умеют. Это его кадры со снайпером Людмилой Павлюченко, да они дружили, об этом и о Полярном гуманитарном конвое, о поездке в Лондон и про прием в американском Голливуде есть в фильме Гуниллы Бресски "I stop time" - "Я останавливаю время" по одноименной книге Владислава Микоши. Уже год как мы показали это кино в Москве за два дня на трех площадках. Был такой подвиг, но это очень и очень мало. Особенно когда региональные и областные журналисты на Медиа-Форуме "Холодная война в Холодном мире" не находят ничего, как отчитаться о том, как они противостоят федеральным СМИ. Обвинить почитаемый скандинавской делегацией Международный российский телеканал в том, что RT так разрекламировала Норвегию, что теперь вся Азия и Африка стекается сюда. При полном отсутствии знакомства с Маргаритой Симонян главой RT, при полном отсутствии политической жизни, удивление берет в таком Всемирном медиа-владычестве наших источников информации. Или желание заявить, что мы тоже Европа граничит с криком "Мы не область, не регион, не провинция!" Так где же начинается провинциальность - на другом фестивале в Иркутске было сказано "Провинциальность начинается с нас". Так норвежская или шведская история это всегда центр мира - одинокая ли деревня, предатель ли в фильме и слабый человек, мама ли проживающая свои страхи расставания с детством, врач или художник. Это свой герой и это определяет форму. Но и у нас есть герои, неожиданные ни для кого, ни для жюри, ни для документалистов. Это приз в номинации "Дебют". Никто не знал, что призер это пенсионер, проходчик из города Апатиты с фильмом "Уходя, оставьте свет" о непростой истории этих мест. Несколько лет до пенсии работал оператором на местном канале, "камера такая, что изображение закачать в компьютер нельзя", "с монтажной программой не все в компьютере в порядке", "о каждой мелочи нужно куда-то идти и просить"- но есть кино к общему восторгу профессионалов, дочери и друга-соавтора, детского тренера по настольному теннису. На всех встречах оставалось загадкой, кто эти добрые открытые люди, крепкие внутри как горный антрацит. Это герои, мир которых не зависит от аудитории и конъюнктуры, у которых нет выбора "Мир теплый или холодный", они живут в этом Мире, они его делают в меру сил, на них еще земля держится! Все укорачивалась крошечная световая часть дня, ярко и живописно горели, расцвеченные иллюминацией в морском стиле, проспекты Заполярной Столицы. Хотя достойных и достойнейших отечественных и зарубежных на VIII Международном кинофестивале "Северный Характер" было много, как и специальных событий и встреч, Еремеев Александр и Захаров Сергей - безусловное открытие! И необъявленный Приз человеческого признания достается Вам! Наталья Мещерякова
|