Яхта, глиссер, катер? А может плавучая дача или пенишед? А прогулка на воздушной подушке или настоящий электрический эмоушен-катамаран с музыкой, да и простая лодка из углепластика тоже подойдет. Все это можно смотреть, изучать, открывать, закрывать, примеряя по длине и ширине, если просто прийти на "Яхт-боутшоу" в Москве, а марте, сейчас, завтра и вчера.
На аналогичной выставке прошлого года, все от электромобилей, разного назначения, плавсредств различной конфигурации и назначения, до вертолетов, и настоящих многокомнатных домов на колесах, естественно со всеми удобствами, как гигиены, так и бытового кухонного расширенного общежития, были представлены!
Конечно, океанские катера с полноценными снастями для ловли, если уж не просто рыбы, то уж точно настоящей акулы, в компании шести-восьми-двенадцати единомышленников, или искателей приключений.
Да, настоящих американских производителей, с характерными чертами корпуса, металла, окраски и отделки. Кому-то покажется, что не самое актуальное дело покупать судно такого класса и отправляться на нем в Подмосковье за акулами, или по рекам и каналам до моря Черного, Каспийского, Белого, Баренцева или Японского.
Тот конечно ошибется, ведь "премиум" никогда не тонет. Он идет, плывет и несется "на всех парусах", даже если это автомобиль, как на последнем европейском автосалоне. "Премиум" любит кризис. Об этом гласит вся история финансовых отношений этой экономической системы. Примером может стать столетние события американских штатов, то было время формирования брендов, роста капитала, формирования мечты равной "дрим", грезе, сну.
Такой, когда мгновение нельзя упустить, разжать ресниц тоже нельзя, вдруг сон уже прошел, не упустить мерцающего блеска, даже если завтра не найдется и следа…
Но с яхтингом совсем другая история. Хоть про историю чуть позже. Важно, что те кто выбрали этот вид бизнеса, изначально выбрали для себя именно яхтинг. А это знания, ветер, трудности, постоянная радость побед, и конечно природа. Наша - средней полосы, морская, всемирно-океанская - ведь знаем мы об этом или нет, отечественный парусный и глиссерный бизнес довольно плотно покрывает эту разноклиматическую планету.
Как подключиться к такой динамичной “драйвовой” системе, с чего начать как ученику, гуру или владельцу бизнеса - нет ничего проще, ведь те кто хоть немного стал "морским волком", легко идет на контакт, рассказывает, показывает, рекомендует, пускает внутрь плавсредства, особенно если оно находится на выставке в павильоне, в конкурентной компании с отечественными и иностранными представителями.
Кроме восторгов и осмотров, можно ознакомиться с яхтенный одеждой. Это всегда не лишнее, ведь помимо красоты, стиля и романтики, можно узнать, что некоторые фрагменты гардероба и обуви, предназначены именно для яхтинга, а не для повседневной носки. Хотя тут не обойтись без взаимопроникновения, многое красивое и удобное становится востребованным и в повседневности. И это не отнимает некоего изыска у всего что связано с водой, рекой и морем.
Так на больших пенопропиленовых платформах, уже много лет подряд, наши родные отечественные ребята, строят комфортные и сверх комфортные плавучие дачи, одноэтажные и двухэтажные. Внутри мебель и экипировка настоящих многокомнатных квартир, кухня со всем чего душе угодно, дизайн чуть ли не по вкусу, “остается только посолить”.
Нет быстроходности, есть плавучесть, раздвинул панорамное остекление комнаты, пару шагов, и ныряй сколько хочешь. С друзьями, семьей, с любимой, хоть в творческом одиночестве, или в рэйв-угаре - главное здоровью не навредить. Всё-таки все возможности здорового отдыха на лицо! Для большей радость, палубу можно превратить в гостиную для друзей и родственников, со спальными мешками. Пантонная пенопропиленовой платформа выдерживает все, только не едет быстро, и в штормовую погоду подплывает ближе к берегу, чтобы не заниматься "спасением утопающих".
15 километров в час - все твои целиком и без остатка. Маловато? Так это в в 4 - 5 раз быстрее пешехода, минуя береговые буераки, да и права никакие не нужны. Ведь это дача, хоть и водная, дом на плаву, а кому придет в голову спрашивать права на передвижение в доме?
Если нужна скорость побольше, а объем и комфорт на подпалубное пространство глиссера или яхты менять не хочется, то можно попробовать подобно французам, водное передвижение на "пенишеде" - "баржечке" как корректно про свой вид транспорта, услуг и водного досуга, говорят владельцы отечественной компании.
30 километров час, тоже не очень быстро, и вроде бы пустяк, если не учитывать возможность отправиться самостоятельно без команды, капитана, и кого угодно. Ведь для этого вида достаточно прав на катер, как их получить быстро, освоив все необходимое, расскажут владельцы компании. В капитаном и командой тоже можно - можно все, что не вредно!
Надо отметить, что речь об отечественном бизнесе не случайна, у всех этих действующих проектов есть возможность к тиражированию, технологии пользователя, партнера, владельца. Об успешности и спросе говорит то, что с середины прошлогоднего "Яхт-боутшоу" у многих или большинства были распродано все, как по контрактам, так и образцы. Что оставалось делать владельцам стендов и компаний - общаться с посетителями, потенциальными партнерами, инвесторами и коллегами наконец.
Можно было выпить чаю, напоить чаем, дать интервью, записаться для кино-группы непонятного назначения. Без воды, в марте, в большим павильоне, точнее в двух, в Москве отправить многих путем здорового отдыха, обеспечив себе контракты на год вперед. Кризис ? Что в этом году ? Сколько будет залов? Информация об этом есть в открытом доступе, также о специальных события, например о бесплатном входе для дам в праздничный день! А что же с яхтенным спортом? Все хорошо. Наши побеждают, даже юниоры.
Ведь у него история и корни почти императорские, во всяком случае, великокняжеские. Так в городе Николаев, а надо отметить, что в Российской Империи было несколько адмиралтейств в Санкт-Петербурге, Кронштадте, Николаеве и Севастополе, итого четыре к концу IXX века, в августе был учрежден 1887, а в августе 1889 открыт яхт-клуб. Евгений Николаевич Голиков 1886-1891 годах - адъютант командующего Черноморским флотом, стал инициатором учреждения яхт-клуба в городе Николаеве.
С 1890 г. почетным членом клуба стал вел. кн. Константин Константинович. С 23 мая клуб был принят под Высочайшее покровительство вел. кн. Александра Михайловича, который считался высочайшим патроном многих яхт-клубов России. В кратком путеводителе по г. Николаеву за 1892 г. сказано, что «пристань [клуба] находится у бульвара. Летом очень часто устраиваются гонки парусные и весельные, которые привлекают смотреть почти весь город». Зимнее здание яхт-клуба «со столовою, буфетом и кухней, а так же комнатами для мужской и дамской уборных и необходимых служб» было торжественно открыто 18 мая 1904 г. (решение о строительстве было принято ранее - в 1903 г.).
На открытии присутствовали командоры Черноморского и Екатерининского яхт-клубов Одессы. Архитектура здания была выполнена в «мавританском» стиле. В похожей архитектурной стилистике было сооружено здание яхт-клуба в сравнительно недалеко расположенном Севастополе.
Женщин в списках действительных членов яхт-клуба не было - это не позволял Устав. Зато дамы часто упоминались в списках сезонных гостей. Николаевский яхт-клуб, как и все другие Российские яхт-клубы, допускал посещение гостей, и их статус подробно оговаривался Уставом. Судовладельцы составляли примерно 15 - 20% от членов клуба. При этом, согласно уставу, судно могло иметь несколько владельцев. «Число членов-владельцев одного гребного судна не должно превышать числа лиц, составляющих полный его экипаж, с яхтами чуть тоньше.
Клуб предоставлял места для хранения судов, но при этом не отвечал «за повреждение и истребление судов пожарами, ледоходом, наводнением и бурей». Среди членов Николаевского яхт-клуба был в начале ХХ в. Анжелло Иосифович Анатра, который одно время был и командором основанного в 1909 г. Херсонского яхт-клуба. Показательно, что яхта А.И. Анатра «Джемма» первоначально была записана в Николаевском речном яхт-клубе, а затем, в 1911 г. была переведена в Херсонский яхт-клуб. Все это говорит о том, что яхт-клубы, размещавшиеся у Черноморского побережья, были тесно связаны между собой как общими состязаниями, так и родственной близостью в руководстве. Николаевский клуб проводил в общей сложности примерно 15 - 20 гонок в год, что было типично для Черноморья.
Николаевский яхт-клуб, как и некоторые другие, находившиеся у Черного моря, большое внимание уделяли обучению молодежи. На гребных гонках 1909 г. в Ялте, состоявшихся в присутствии Александра Михайловича, воспитанники Николаевских средних учебных заведений получили первый великокняжеский приз. В отличие от некоторых черноморских клубов, ограничивавших свою деятельность только водным спортом, в Николаевском практиковались и иные виды спорта.
По Уставу «Общество имеет ввиду как полезное вспомогательное средство при своих занятиях, изучение всякого рода гимнастических упражнений и, между прочим, плаванья, катания на коньках, стрельбы в цель, фехтования и т.п.». Все гимнастические занятия проходили в здании реального училища, директор которого Карл Николаевич Вирен был членом яхт-клуба. «Многие», — писалось в отчете клуба за 1911 г., «при самом глубоком убеждении в пользе гимнастического спорта, не решаются встать в ряды занимающихся, исключительно, чтобы не показать свою неловкость.
Но если такое лицо попробует заняться в течение одного урока, то уже записывается в отдел и не перестает исправно посещать занятия, т.к. система преподавания очень легка и проста и все сомнения о неловкости рассеиваются с первого же урока». В гимнастическом отделе тогда числилось 30 человек. Клуб имел собственное отапливаемое, освещенное электричеством, и телефонизированное здание, сад перед ним. Выписывались газеты и журналы; для игры приобретались карты.
Для проведения праздников нанимались музыканты. 12 августа 1907 г. отмечался 20-летний юбилей клуба, по поводу чего была издана юбилейная монография. Само празднование было организовано довольно торжественно; информация о нем была помещена в Санкт-Петербургской газете «Яхта». Утром вице-командор П.П. Юрицын послал приветственные телеграммы августейшим членам клуба — великим князьям Александру Михайловичу и Константину Константиновичу, и получил от них милостивые ответы.
Примерно в это же время состоялась юбилейная парусная гонка, в которой участвовали все суда клуба, но которая проходила в тяжелых условиях из-за жары и отсутствия ветра. Продолжалась она долго — с 9 час. до 18 час.
Затем состоялось состязание с Екатерининским яхт-клубом на аутригерах-четверках, где победу одержали «николаевцы». Эта гонка происходила уже в сумерках. В 9 час. вечера она закончилась; состоялась торжественная раздача призов-жетонов победителям. Тогда же были зачитаны приветственные телеграммы, получены адреса и подарки. Городское собрание поднесло яхт-клубу изящную вазу, использовавшуюся позднее как переходящий приз.
«В 10 час. вечера был сожжен фейерверк на воде и на суше, а затем начались танцы, сначала на открытом воздухе (на устроенной для этого площадке), а затем в помещении клуба, продолжавшиеся до 2 часов ночи». Одним из наиболее значительных праздников клуба был его 25-летний юбилей, который начал отмечаться 12 августа 1912 г. Вот как это происходило: «В первый день празднеств в 12 ч. дня было отслужено торжественное молебствие.
После молебна состоялась закладка общественной двухтонной яхты „Волна", которая строится в мастерской яхт-клуба по чертежам, разработанным нашим членом Ф.А. Фон-Гиршбергом. Затем был завтрак, во время которого были принесены поздравления различными депутациями от клубов и учреждений, а также прочитаны приветственные телеграммы от многих лиц и яхт-клубов: после завтрака состоялись водяной турнир, игры, катание гостей на яхтах; вечером — когда стемнело, была зажжена по всей территории клуба иллюминация из электрических расцвеченных лампочек; на открытом воздухе, на пляже, перед зданием, были демонстрированы кинематографические картины из спортивной жизни нашего и других клубов, а также картины, относящиеся к другим видам спорта... , вечером состоялись оживленные танцы, затянувшиеся далеко за полночь».
Среди почетных гостей находился Николаевский градоначальник контр-адмирал Е.И. Мязговский с супругой. «Во второй день празднеств состоялись большие парусные гонки, которые, начавшись утром, закончились ок. 2 часов по полудни. В этих гонках принимало участие 19 судов: 2 Черноморского, 2 Екатерининского, 1 Херсонского и 14 судов Николаевского яхт-клуба. Вечером снова состоялись оживленные танцы». Юбилей 1912 г. обошелся клубу в 1171 руб.
В тот же самый день в Николаеве был спущен на воду первый в мире подводный заградитель «Краб», построенный по проекту П.М. Налетова. В 1915 г. подлодка была зачислена в действующий флот. В том же году яхт-клуб дважды посещал морской министр И.К. Григорович.
О судьбе клуба после революции 1917 г. сведения отсутствуют. Некоторые вещи, связанные с его деятельностью, ныне хранятся в Музее судостроения и флота в г. Николаеве (документы об основании Общества, флаг с гербом города, номерной жетон яхтенной верфи, подлинные фотографии, модели яхт). В послереволюционных территориях бывшей Российской Империи успехи экс-россиян по яхтенному буерному спорту были на виду.
Например, племянник Карла Николаевича Вирена, директора упомянутого реального училища, Вильям Эдгарович Вирен стал бронзовым Олимпийским призером игр 1928 года, Чемпионом Европы в 1933-1934 годах бронзовым чемпионом. Брат Карла Николаевича вице-адмирал Роберт Николаевич Вирен, бывший в 1907 - 1908 году командиром Черноморского порта и флота, в дальнейшем командиром Кронштадтского порта и военным губернатором Кронштадта до марта 1917 года, развивал различные вида спорта, как конькобежный, так и зимний яхтенный на буерах.
Впрочем адмирал и сам отлично владел этим транспортом и спортом. В тоже время, он создал и применил строгий устав, нацеленный навести порядок. Это помогло обезопасить участников «ледового движения» от лихачей, развлекавшихся тем, что переворачивали сани да подводы, не сумевших увернуться от столкновения с несущейся по льду, под парусами, яхтой. Это четкий список мер: нанесение номеров с двух сторон паруса, учреждение прикрепляемых лицензируемых номеров, определенный кодекс чести и алгоритм движения, места расположения "парковок", помогли навести порядок.
Строго на строго запрещалось пересекать путевой тракт Кронштадт - Ораниенба́ум. Оно и понятно, ведь КАД в Санкт-Петербурге тогда еще не было. И как во времена Петра I или Ломоносова, с Кронштадта на материк и обратно можно было двигаться либо на яхте летом, либо на яхте или санях зимой. Основные направления совпали с современным, как и нынче КАД, через Ораниенба́ум и через Сестрорецк. Как же ходила зимняя ледовая яхта? Под парусом и на лыжах! В Ораниенба́уме каждый конец лета проходит широкий Морской яхтенный фестиваль с концертами, кинопоказами, ресторанами, и конечно под парусами!
В Санкт Петербурге каждый апрель пhоводится Морской кинофестиваль, ещё бы ведь его автор и директор Апрелев Сергей Вячеславович, командир подводной лодки, капитан первого ранга, журналист, режиссер, фотограф, подвижник, участник яхтенный кругосветок, друг и побратим мировых морских и скандинавских фестивалей, коллег со всего мира, от Скандинавии до Америки Северной и Южной, принимающий морских и творческих профессионалов каждый год в лучших морских традициях.
Что же дальше? Инициативу забирает Сочи c морскими яхтенговыми программами, а дальше жизнь продолжается: кругосветно и локально. А пока яхты в Москве, почти в открытом доступе, стоит поспешить! И так на "Яхт-боутшоу" в Крокус Сити, "На всех парусах"! Яхтинг - то лучший способ почувствовать, что земля круглая!
Историческое цитирование сайта Николаевского землячества в Москве согласовано лично с Владимиром Николаевичем Христенко, руководителем землячества. Также использован кhаткий обзор сайтов Кронштадта и материалы партнерских проектов.
Наталья Мещерякова
Поддержка ХОРОШИХ ИДЕЙ