« Назад 29.12.2015 01:44 Она была маленькой девочкой в декабре 1920 года, когда Русская эскадра, находя единственным спасением отступление вместе с семьями из полыхающих портов Крыма, собрав все годные в дорогу корабли, тронулась в путь. Эсминцы, пароходы, канонерские лодки и подлодки выдвинулись из Севастополя, подняв Андреевский флаг. Они плыли в скорбной уверенности, что это отступление, а на бегство, и что Русскому Андреевскому флагу никогда не придется опуститься: «Во веки веков!» Это было 95 лет назад. Столько лет назад русская осиротевшая, лишившаяся государства эскадра, пришла в Тунисский порт города Бизерта. 150 тысяч человек шло в неведомый поход, в северо-африканскую страну, французскую колонию, на неведомое им Средиземноморское побережье. Воспоминания об этом исходе через море хранила всю свою жизнь невольная участница, восьмилетняя Анастасия Манштейн, дочка старшего лейтенанта, командовавшего эсминцем "Жаркий", в будущем замужестве Ширинская. Она запомнила все: волны, тесноту на кораблях, голод и нехватку воды, и конечно много раненых. А еще собачку Бусю, продолжаюшую свой век, на множестве детских рисунков. Как без неё, без верного друга на корабль? Ведь морские своих не бросают! Так не бросало их командование под руководством адмирала Михаила Александровича Беренса, организовав жизнь "смешанного гарнизона". Как когда-то все всматривались в уходящий вдаль российский Крымский берег Севастополя, так она до глубокой старости ходила на «крутой берег Белого мыса, самой крайней точки Африки и шептать слова безответной любви, глядя на север: «Я ЛЮБЛЮ ТЕБЯ, РОССИЯ!» Историю этой удивительной женщины, накопившей и сохранившей в себе трагическую судьбу "эскадры чести", собирал много лет по крупицам наш современник, журналист, режиссер, по случайности выпускник операторского факультета ВГИКа, Николай Сологубовский. Подобно тому как Анастасия сквозь эпохи ждала “российский паспорт с орлом”, с такой же последовательностью собирал он редчайшие интервью “Ангела русской эскадры” Анастасии Александровны Манштейн-Ширинской. Она сохранила флаг Андрея Первозванного, построила с людьми православную церковь, воспитала детей своих и множество тунисских детей обучила математике. Они знают ее, гордятся ей, благодарят, за то что именно она была их учительницей. Поколения детей - это больше чем пиар, это известность и любовь уличных торговцев, владельцев ресторанов, горожан, встречающихся всюду. Это даже мэр города во Франции, много кто. Ею написано много книг, многократно переизданных. Это краткая эмоциональная выжимка документальной киноистории с именем "Анастасия", тонко и пронзительно рассказанной совместно с известным режиссером Виктором Петровичем Лисаковичем. Почти вековая эпопея "Анастасия", звучащая и прожитая за кадром, голосом драматурга, историка, киноведа Виктора Семеновича Листова, частого соавтора режиссера В. П. Лисаковича. Как происходит чудо, что срабатывает неведомое? Почему никто не забудет, и более не сможет забыть никогда? Многое изложено в книгах, статьях, интервью. Собрать, накопить, многократно прожить – это больше того, что мы видим, и больше того что мы слышим – это уже новая жизнь, еще одна жизнь, которую дарят нам. Может поэтому, мастеров такого рода называют и награждают званием “артист”. Виктор Лисакович - документалист, Народный артист СССР, народный артист РСФСР, народный артист Российской Федерации, лауреат Ленинской премии. Но что приятно, современная высокая награда Правительства России “нашла героя”. Государственная премия, сведения о которой есть на официальных сайтах Министерства Культуры РФ, Правительства РФ от 17 декабря 2015 года за подписью Руководителя Правительства Медведева Дмитрия Анатольевича. Она присуждена коллективу авторов целого документального цикла о трагическом изломе истории нашей Родины, потребовавшего многих жертв, братоубийства, а потом мучительного возвращения домой целого Российского государства. Безвозвратно растерявшего сословия, обычаи и территории. Авторы цикла “Гроза 1914 года” Виктор Петрович Лисакович, Виктор Семенович Листов, Добровицкий, состоящих из фильмов “Ратная палата”, “Высокая ставка”, “Мы не подписывали договора в Версале”. Это цикл имеет маркетинговое название “Ратная палата” не только по названию первого фильма, а и по общему широкому смыслу, и бесконечному временному отклику, ведь все что рассказано в фильмах, в том числе "Мы не подписывали договора в Версале" о событиях столетней давности, актуально и сейчас. Информационная война? – Она велась еще на уровне титров немого кино. Попытки организованно выдавливать нашу страну из мировой политики? – Начались примерно сто лет назад. Желание поделить наши территории, идея тоже с давними корнями. Ведение войны Японией с Германией на территории нашего Дальнего Востока - тоже сто лет назад! А как ново предание об "ограждении русских варваров колючей проволокой", чтобы они не могли заражать мир? А "если Вы попытаетесь нарушить запрет, то вы будете непременно наказаны" - это славянам на своих родных территориях. А как нам нравится документальная записка немецкому интенданту о компенсации "десяти марок русской свинье за взятую свинью" - это сто лет назад в Киеве - немцы не знали, что это Украина, или они знали, что это один народ и одна страна. "Версальский мир" - договор, в который Россия не была допущена, ни белая, ни красная, ни романовская, ни тротскистская, никакая. Три действующих лица написали красочно новую карту мира, около ста лет назад. Америка, Англия, Франция и целый шлейф присоединившихся, часто бывших или будущих колоний. Но это была первая реализованная попытка поделить мир, существенно перекроив государства и их влияния, Первый трансатлантический договор Европы с американской государственной подписью на нем. Россия рухнула в пропасть, расставшись с императорской властью, на пике военного успеха, приближавшего удачный финал Первой мировой. Конечно не было и нет такого термина первая мировая в документах этого времени. Да кому могло прийти в голову, что может быть еще одна и более. Что-то есть изуверское в нумерации мировых войн. Так и тянется где-то глобальная мысль на уроне застольного народного изречения: "между первой и второй перерывчик небольшой". Но все покрывается идеями общего счастья. Ради справедливости нашлись основания истребления высших военных чинов в Кронштадте (остров и порт-герой в СПб), Ревеле (город Таллин), Гельсинкфорсе (город Хельсинки) - это одна страна Тогда. Ради общего счастья, во время близкое к обсуждению контрибуции, побеждающей в боях России, отмена царской власти, ее смена на бесконечную череду режимов и властей. Об этом и фильм "Высокая ставка". Русский язык интересный, многослойный, духовный. Высокая - это и высота власти, она верховная, и высота принятия решения, не на кого свалить, при всём богатстве выбора, главный отвечат "за всех и за вся". Высота духовная. Никто не поспорит, что если этой царской семье дали возможность просто жить вместе и молиться, это было бы их счастьем. Не потому ли, они не редко вместе собирались и на фронтах, каждый делая свое дело, кто в госпиталях, а кто в штабе. Есть еще одно слово "ставка" - это на только главный штаб армии, это поставленная на карту мира и страны большая цена за каждое действие, да у всего есть своя цена ответственности. Боль за потерянных солдат и офицеров гнала Императора Николая II из Царского села на фронт. Цена ставки зависит и от партнеров, от их честности и чести. И это, увы, обесценивает жертвы, планы, намерения, а подчас и логику событий. Но не фатальное отношение кроется у авторов - высочайшая ответственность и честь в зеркале времени. Современники звали эту чудовищную заваруху истории Великая война, каждый хроникальный кадр, который пропитан ужасом перед машиной войны. Человек и военная машина обогащения столкнулись впервые, человек проигрывал. Стратегия, тактика, смелость - против одного удара снаряда, или серии снарядов, выкашивающих позиции целиком, только месиво земли и изуродованных человеческих тел. Может поэтому, предвидя страшное, еще до этих событий, последний Император России задумал музей Великой войны "Ратные палаты" в Царском Селе. Про этот удивительный памятник имперской истории и искусства мы чаще вспоминаем в связи с блистающим роскошью и архитектурой Екатерининским Дворцом. Но душевным и семейным покоем царской семьи был Александровский дворец и построенный семьей с старо-русском стиле Феодоровский храм. Рядом в 1913 году появилась похожая на храм и на старинный кремль "Ратная палата". Как набор символов: история, роскошь, дом, храм, музей войны! Там же началась и другая имперская история, просветительских кинопоказов, завершаемых природным, часто географическим кино. Как известно, первой составительницей кинопрограмм была Императрица Александра Федоровна. Дети были в восторге!! Об этом и о истории упадка в Ратных Палатах в одноименном фильме. Более года они восстановлены, наполнены коллекцией и впечатляют, лишая дыхания от того богатства Высочайшего смысла, которым мы одарены жившими до нас. Сохранено и собрано, изначально и спонтанно, много еще госпожой Третьяковой Еленой Андреевной, вдовой брата известного московского галереиста Третьякова. Ею же оплачено изначально, около столетия назад. "Ратные палаты" восстановлены Министерством Культуры РФ, руководством музея-усадьбы "Царское село" и руководителем военно-исторического отдела, признанным музейным экспертом, горячим фанатом своего дела, Введенским Владимиром Эйдишеровичем. Есть мнение, что и документальный фильм сыграл свою культурно-историческую роль. Возможно, о такой России мечтала, глядя с африканского берега вдаль, Анастасия Манштейн-Ширинская. Паспорт "с двуглавым орлом" ей был вручен в 1997 году: "Вот такая я упрямая старуха!" - говорит она в фильме Николаю Сологубовскому. Ее знают морские. История экранная о ней награждена, и список наград на добрую страничку. Более того, для иностранных военно-морских документалистов этот фильм стал зарубежной визитной карточкой Виктора Петровича Лисаковича, режиссера, зав. кафедрой неигрового кино ВГИКа. Есть надежда, что цикл "Ратная Палата" так же послужит общему просвещению, как в стране, так и за рубежом. Как писала в первом номере "Морского журнала", издаваемом в Чехии, вдова героя Порт-Артура, последнего военного губернатора Кронштадта Надежда Францевна Вирен об Андреевском флаге: “Великий Петр в 1699 году пленился твоим изображением. Но – “флаг во образе креста святого Андрея может носить только достойный флот” – так пророчески сказал Петр и впервые поднял его”, “символ верности и любви, любви до самоотрицания”. Кронштадт – первый город, который увидела маленькая Анастасия Манштейн после раздольного имения на Луганщине “на реке Донец, стремящейся к Дону”. Здесь были прожиты родителями счастливые годы. В сложившейся геополитической обстановке популяризация документального цикла "Ратная Палата" архиважна. Ведь прикасаться к вечному полезно всем, это похоже на возвращение к родным берегам. Наталья Мещерякова Поддержка ХОРОШИХ ИДЕЙ Открытые социально-гуманитарные коммуникации |