Главная  /  Новости  /  Как отмечали Новый год при Петре I

Новости

« Назад

31.12.2023 00:00

Родина Нового года

Месопотамия - родина Нового года. Историки утверждают, что традиция празднования Нового года зародились вМесопатамия - родина Нового года Месопотамии более 4 тысяч лет назад. Следом еще до наступления новой эры к празднованию подключился Древний Рим. Поначалу верховный жрец Рима самолично решал, когда наступит новый год, имея право удлинить или укоротить год по своему желанию. Потом римский Новый год приурочили к 1 марта. А в 153 году до нашей эры римляне стали его отмечать 1 января, совмещая с выборами нового консула – он принимал в этот день присягу.

Новогодние подарки - изобретение римлян

Это древние римляне сформулировали идею: как встретишь Новый год, так его и проведешь! Поэтому они старались веселиться, дарили друг другу подарки: сначала вкусную еду, а позже и деньги. Светоний писал, что император Октавиан Август, например, каждый Новый год получал от заинтересованных сограждан сундук с деньгами.

Стремясь синхронизировать российский календарь праздников с европейским, в конце декабря 1699 года император Петр I официальным указом повелел перенести празднование Нового года на 1 января. И хотя своей главной цели императору добиться не удалось, именно благодаря этому документу в России были заложены основы главных новогодних обычаев: от украшений из хвойных деревьев до длительных новогодних каникул.

Мы вместе с «Известия» вспомнили, как Петр I воспитывал в жителях Российской империи привычку к празднику.

«Первый день во году»

20 декабря 1699 года издан именной указ Петра I «О праздновании Нового года».

Новогодний Указ Петра IУказом предписывалось производить счисление лет не «от сотворения мира», а от Рождества Христова, а «новолетие» начинать не с 1 сентября, а с 1 января.

В день 1 января, по старому летоисчислению, исполнялось 4 месяца 7208 года, а по введенному новому летоисчислению наступал 1700-й год.

В соответствии с правительственными предписаниями празднование Нового года должно было происходить с 1 по 7 января.

Примерный текст указа Петра I: «Поелику в России считают Новый год по-разному, с сего числа перестать дурить головы людям и считать Новый год повсеместно с первого января. А в знак доброго начинания и веселья поздравить друг друга с Новым годом, желая в делах благополучия и в семье благоденствия. В честь Нового года учинять украшения из елей, детей забавлять, на санках катать с гор. А взрослым людям пьянства и мордобоя не учинять – на то других дней хватает».

Если не считать перехода от старого стиля к новому, которому россияне обязаны появлением в нашем праздничном календаре старого Нового года, дата наступления нового года в России менялась трижды.

Новый год 1 мартаВ древности на Руси Новый год отмечали 1 марта, связывая его с весной – началом возрождения природы и ожиданием нового урожая. Эта дата удачно совпадала как с православным календарем (отсчет новых лет шел от дня сотворения мира), так и с жизнью большей части населения, занимавшегося сельским хозяйством. В день наступления весны празднование новолетия, как оно тогда называлось, выглядело более чем логичным В XIV веке Московский церковный собор постановил считать началом Нового года 1 сентября в соответствии с греческим календарем.

old_new_year_3В 1492 году Новый год ждали первые изменения — дата его празднования, в соответствии с определениями Никейского собора, была перенесена церковью на 1 сентября.

Однако с образом жизни крестьян, для которых год активных сельскохозяйственных работ в этот момент, напротив, завершался, это соотносилось мало. И всенародного масштаба этот праздник, который, согласно дошедшему до наших дней «Парижскому словарю московитов», назывался «Первый день во году», так и не получил.

Основные торжества тогда разворачивались на Соборной площади московского Кремля.

В преддверии новогодних и рождественских праздников города по всей России преобразились.

Патриарх, сопровождаемый духовенством, обращался к царю с особой речью, в которой справлялся о его здоровье. Царь выступал с ответной речью, завершавшейся словами «Дал Бог, жив». После чего с поклоном к царю и патриарху подходили представители духовенства, а уже после этого челом били все присутствующие на площади.

Сдвигая границы времен

Петр I, заняв российский престол, задался целью не только привести новогоднюю традицию в России в соответствие с европейским календарем и календарем большинства славянских стран, где Новый год к этому моменту отмечался 1 января, но и, собственно, наконец-то превратить его в масштабный народный праздник.

Хорошая возможность для такого поистине эпохального изменения представилась как раз на излете 1699 года, когда на смену веку XVII приходило блистательное XVIII столетие.

Как и большинство начинаний Петра I, воспитание в россиянах привычки к празднику потребовало от императора известной строгости.

И в конце 1699 года император издал указ, в котором повелел изменить дату празднования.

«Будущего января с 1 числа настает новый 1700 год, купно и новый столетний век; и для того доброго и полезного дела указал впредь лета счислять в приказах и во всяких делах и крепостях писать с нынешнего января с 1 числа от Рождества Христова 1700 года», — в частности, говорилось в первой части документа.

«Учинить украшения от древ ветвей сосновых»

Простым переносом даты Петр I не ограничился — в указе государь в том числе обстоятельно описал, как p471slyqatkh2ejименно надлежит жителями империи отметить наступление нового года и столетия. В основу российской новогодней традиции должны были лечь обычаи, с которыми сам император познакомился в Германии.

Накануне праздника знатным обитателям домов, расположенных на больших улицах, следовало перед воротами «учинить некоторые украшения от древ и ветвей сосновых, елевых и можжевеловых». Людям же «скудным» давалось послабление — они могли ограничиться тем, чтобы установить «хотя по деревцу или ветви» на ворота.

Желающие сделать всё по высшему разряду могли свериться с образцами, выставленными специально для этих целей в Гостином дворе в Петербурге. Но в целом гражданам дозволялось проявить фантазию и, придумывая украшения, исходить из того, «кому как удобнее и пристойнее».

Откуда взялась новогодняя елка?

article39_28_1Традиция украшать ель к празднику родилась в Германии. По преданию, первые рождественские елки стали украшать на этой земле еще в VIII веке. Рассказывают, что однажды, в те далекие времена, святой Бонифаций проповедовал язычникам, которые жили в лесах и поклонялись деревьям, считая их божествами. Чтобы убедить их в ошибочности этого верования, Бонифаций срубил один из дубов, считавшихся священными. Когда срубленный дуб падал, он повалил на своем пути все остальные деревья и не тронул лишь маленькую ёлочку. Святой удивился этому чуду и воскликнул: «Пусть будет это дерево деревом Христа!» Конечно, это всего лишь легенда, однако и серьезные исследователи единодушно сходятся в том, что праздничная ель впервые появилась именно в Германии, причем в конкретной ее области — Эльзасе.

Письменные свидетельства о том, что под Рождество в Эльзасе ставили маленькие елочки, украшенные яблоками и облатками, но еще без свечей, датируются XVI в.

И если в иных германских землях издавна был известен обычай подвешивать елочки или другие деревца к потолку (иногда макушкой вверх, а иногда — вниз), то в Эльзасе искони это была только ель, и ее не подвешивали, а именно ставили на пол.

inggris-era-1800-an-pohon-natal-mainan-kanak-kanakО том, что к 1770-м годам рождественская елка существовала уже в современном нам виде, свидетельствует Иоганн Вольфганг Гёте. В вышедшем в 1774 г. романе «Страдания молодого Вертера» он пишет: «Она приводила в порядок игрушки, которые приготовила к празднику своим младшим братьям и сестрам. Он заговорил о том, как обрадуются малыши, и припомнил те времена, когда неожиданно распахнутые двери и зрелище нарядной елки с восковыми свечами, сладостями и яблоками приводило его в невыразимый восторг».

В Россию обычай украшать новогоднюю елку пришел в несколько приемов. Новый год у нас стали отмечать по указу Петра Великого с 1 января 1700 года. В царском указе говорилось: «По знатным и проезжим улицам у ворот и домов учинить некоторые украшения из древ и ветвей сосновых, еловых и можжевеловых, чинить стрельбу из небольших пушек и ружей, пускать ракеты и зажигать огни. А людям скудным каждому хотя бы по древу или ветке на вороты поставить».

93096039_large_4634571_0_6d2b3_7cd76f3_XL-520x397 Но настоящая рождественская ель вошла в русские дома лишь спустя столетие, при императрице Александре Федоровне, ставшей супругой императора Николая I в 1817 году. Маленькие пучки еловых веток стали праздничным атрибутом на столах в Зимнем дворце в канун Рождества Христова, в память о сладкой для сердца бывшей принцессы Шарлотты родной Пруссии, где елочки с горящими свечками украшали все ее детство. За сто лет елка в России стала неизменным спутником зимних праздников.

Но в 1916 году рождественские елки на русской земле вдруг оказались в опале. Шла кровопролитная война с Германией, и Святейший синод призвал русских патриотов не ставить в домах колючие деревца, поскольку они пришли к нам из немецкой традиции.

А в 1918 году на елку ополчилась и советская власть — уже как на религиозный предрассудок. Тем не менее многие продолжали тайно праздновать Рождество и теперь украшение недавно запрещенной Синодом «немецкой» елки стало для русских людей исповеданием их веры во Христа.

rozhdestvo-520x416Запрещенной елка оставалась до тех пор, пока у властей не появилась идея: праздновать с елочкой не Рождество, а Новый год. Серебряная восьмиконечная Вифлеемская звезда на верхушке елки стала красной пятиконечной, и под нарядными елками страна встретила новый, 1935 год от Рождества Христова. Так прекратились гонения на елочку в нашей стране, и с тех пор мы празднуем Новый год и Рождество в ее компании, даже не подозревая о том, каким долгим был ее исторический путь в наши дома.

Елочные игрушки появились из-зи неурожая яблок

У нас в России елки стали украшать в середине ХIХ века. Сначала лакомствами: конфетами, орехами в яркой обертке, пряниками, яблоками, а кто победнее – кусочками сахара, овощами и хлебным мякишем в тряпочке поярче. На ветках горели свечки, на верхушке – звезда. А блестящие шары появились сравнительно недавно - примерно сто лет назад. Говорят, что первый елочный шар появился из-за неурожая яблок. Запасы фруктов к зиме кончились и 354f84b8da9886a17da61bb211560e81.jpg.pagespeed.ce.vH7FjfUn00находчивые стеклодувы маленького городка в Баварии на замену круглым яблокам выдули шары!

А в 1870-х годах в Америке простой телеграфист догадался заменить пожароопасные свечи на электрические гирлянды.

«На Красной площади огненные потехи зажгут и стрельба будет

С легкой руки Петра I в российскую новогоднюю традицию также пришли и фейерверки, которые, по задумкеФейерверк и иллюминация 1 января 1748 года перед Зимним дворцом императора, по масштабу должны были соответствовать оказии. Время для них наступало уже 1 января.

«Да генваря ж в 1 день, в знак веселия; друг друга поздравляя с новым годом и столетним веком, учинить сие: когда на большой Красной площади огненные потехи зажгут и стрельба будет, потом по знатным дворам, боярам и окольничим <…> каждому на своем дворе из небольших пушечек, буде у кого есть, и из нескольких мушкетов или иного мелкого ружья, учинить», — говорилось в царском указе.

Одновременно на улицах Петербурга, и особенно на перекрестках, планировалось зажечь большие костры.

Традиция на все времена и эпохи

Но главное — стараниями Петра I в Российской империи в 1700 году впервые появились многодневные новогодние каникулы, ибо, согласно указу, празднествам надлежало длиться до 7 января.

901643-elena-hmeleva-novii-god-520x435И хотя достичь своей главной цели, синхронизировать российский Новый год с европейским, ему так и не удалось — к этому моменту большинство стран Европы уже перешли с юлианского, на который ориентировались в России, на григорианский календарь и отметили наступление нового века на 10 дней раньше, — императору удалось заложить традицию новогоднего праздника, которая прошла почти неизменной сквозь самые разные времена, эпохи и этапы отечественной истории.

Петух

Дорогие читатели и друзья нашего журнала, поздравляем вас с Новым годом! Желаем много радости и смеха, улыбок, искренности и добра! Пусть счастьем и достатком наполняются ваши дома. Будьте здоровы, всегда с великолепным настроением, и пусть в Новом году все самые сокровенные мечты исполнятся! С праздником, друзья!

Редакция журнала

 


Новости
Профессор Алексей Загребин: «Российская этнология продолжает оставаться наукой полевых исследований»
Профессор Алексей Загребин: «Российская этнология продолжает оставаться наукой полевых исследований» 17 июля российские ученые отметили День этнографа. Этот день выбран для праздника потому, что это день рождения основоположника российской этнологии и антропологии Николай Николаевича Миклухо-Маклая, которому в этом году исполнилось бы 178 лет.  
Как выглядели жители Екатеринбурга XVIII века
Как выглядели жители Екатеринбурга XVIII века Новое исследование откроет ученым новые горизонты и позволит ответить на множество вопросов о жизни людей в первые годы основания Екатеринбурга. Мы узнаем, какие бытовые традиции соблюдались, какими ценностями руководствовались и каким образом формировался их образ жизни.
Сколько вешать в граммах
Сколько вешать в граммах Записи о различных видов серебряных монет с разным весом позволяли монастырям точно отслеживать свои доходы и расходы. Например, запись о том, что старец Соловецкого монастыря Варфоломея получил 100 рублей "старыми" монетами, а затем обменял их на "новые", показывает прозорливость управления финансами.
150-летию со дня рождения выдающегося ученого-аграрника Алексея Дояренко
150-летию со дня рождения выдающегося ученого-аграрника Алексея Дояренко Памяти выдающегося создателя агрофизики. Алексей Дояренко был ученым, прославившим Россию в мире своими исследованиями. Его научные труды остаются актуальными и востребованными и по сей день. Выставка, посвященная его 150-летию, поможет сохранить и передать наследие этого выдающегося ученого будущим поколениям.
Ацтеки спрятали тайник со "священным оружием"
Ацтеки спрятали тайник со "священным оружием" Сундук, изготовленный из розового камня, находился на глубине 2,8 метра. Внутри него было обнаружено 59 ножей длиной от 10 до 15 сантиметров и семь обсидиановых ножей аналогичной длины, а также три блока копала - сладкого ладана, получаемого из древесного сока.